Автотехническая экспертиза
Автотехническая экспертиза по исследованию дорожно-транспортного происшествия проводится в целях установления их обст... Подробнее...
Установление давности выполнения документа
Установление давности выполнения документа входит в раздел судебной Подробнее...
Экспертиза холодного и метательного оружия
Экспертиза холодного оружия, как правило, назначается в случаях когда необходимо определить относится ли изъятый или ... Подробнее...
Взрывотехническая экспертиза
Основное направление в исследовании это установление обстоятельств и причин взрыва различных видов боеприпасов.
... Подробнее...Почерковедческая экспертиза
Почерковедческая экспертиза – является, одной из наиболее востребованных видов криминалистических экспертиз. Связано ... Подробнее...
Транспортно-трасологическая экспертиза
Исследованию подлежат следы на транспортном средстве, дорожном полотне и других объектах, образованные как в результа... Подробнее...
Трасологическая экспертиза
Трасологическая экспертиза – была и остается одной из самых важных и значимых экспертиз, так как связана с изучением ... Подробнее...
-
Автотехническая экспертиза
-
Установление давности выполнения докуме
-
Экспертиза холодного и метательного ору
-
Взрывотехническая экспертиза
-
Почерковедческая экспертиза
-
Транспортно-трасологическая экспертиза
-
Трасологическая экспертиза
Наши преимущества в том, что мы имеем большой практический опыт в проведении судебных экспертиз, имеется учебная база, на которой готовят судебных экспертов по различным специальностям, проводится научная работа по совершенствованию отдельных направлений в области судебной экспертизы
Лаборатория оснащена самыми современными техническими средствами, которые используют криминалистические подразделения правоохранительных органов
Студенты в ходе учебного процесса проводят под руководством преподавателей специалистов в области судебной экспертизы практические занятия по различных экспертным специальностям
Главная наша задача состоит в том, чтобы все материалы, которые поступают в нашу лабораторию на исследование, были исследованы в полном объеме, объективно и всесторонне
Научно-исследовательский центр судебных экспертиз Юридического института РУТ (МИИТ)
Строительно-техническая и землеустроительная экспертизы являются одними из наиболее востребованных видов экспертиз, поскольку именно строительство и землеустройство представляют собой самые распространенные в судебной и в целом юридической практике инженерно-технические задачи. Споры в области строительства и землеустройства, возникающие между застройщиками, подрядчиками, поставщиками строительных материалов, собственниками (совладельцами) земельных участков, отдельными физическими и юридическими лицами – зачастую неразрешимы без привлечения специалистов, способных предоставить мотивированное суждение по существу рассматриваемого спора.
Проведение названных видов экспертиз требует глубоких профессиональных знаний и значительного опыта практической работы в области рассматриваемого спора. Так, выполнение строительно-технической экспертизы требует знаний в области строительной механики, строительного материаловедения, технологии строительного производства, технологии производства строительных деталей и конструкций, организации строительного производства, проектирования и др. При проведении землеустроительной экспертизы требуются глубокие компетенции в области землеустройства, кадастра и геодезии.
Землеустроительная и строительно-техническая экспертизы могут проводиться как во внесудебном порядке, так и при судебном рассмотрении, в том случае, если в рамках производства по уголовным, гражданским, арбитражным делам и делам об административных нарушениях возникает потребность в специальных знаниях. Наиболее часто, подобные споры относятся к области проектирования, возведения, эксплуатации, реконструкции (ремонта), демонтажа и утилизации зданий, строений и сооружений, разделу земельного участка и оспариванию его границ.
Приведем примеры наиболее частых вопросов, которые могут быть поставлены перед экспертами в зависимости от характера возникающих споров.
Споры, вытекающие из договоров строительного подряда:
- Соответствуют ли выполненные по договору подряда (контракту) объемы строительно-монтажных работ, указанные в Актах о приемке выполненных работ по форме №КС-2, объемам работ, установленным актом контрольных обмеров фактически выполненных работ?
- Если не соответствуют, то определить объемы и стоимость работ, не соответствующих данным акта контрольных обмеров фактически выполненных работ.
- К какому виду работ относятся работы, указанные в Актах о приемке выполненных работ по форме № КС-2: новое строительство, реконструкция, техническое перевооружение, капитальный ремонт, текущий ремонт и др.?
- Соответствуют ли выполненные по договору подряда (контракту) объемы строительно-монтажных работ, указанные в Актах о приемке выполненных работ по форме № КС-2, проектно-сметной документации на строительство объекта?
- Если не соответствуют, то определить объемы и стоимость работ, не соответствующие данным проектно-сметной документации на строительство объекта.
- Соответствует ли расход материальных ресурсов по видам и объемам работ, указанным в Актах о приемке выполненных работ по форме № КС-2, количеству материальных ресурсов по данным проектно-сметной документации на строительство объекта?
- Какова стоимость предъявленных к оплате материальных ресурсов по их видам, не соответствующая данным проектно-сметной документации на строительство объекта?
- Соответствуют ли величины единичных расценок на строительно-монтажные работы, указанные в Актах о приемке выполненных работ по форме № КС-2, данным локальных сметных расчетов на строительство объекта
- Если не соответствуют, то определить величины отклонения стоимости работ по их видам, не соответствующим данным локальных сметных расчетов.
- Соответствуют ли данные по расходу материальных ресурсов по видам и объемам работ, указанным в Актах о приемке выполненных работ по форме № КС-2, количеству затраченных материалов по видам и объемам работ, установленным актом контрольных обмеров фактически выполненных работ?
- Если не соответствуют, то какова стоимость необоснованно предъявленных к оплате материальных ресурсов?
- Соответствует ли стоимость выполненных работ в базисном уровне цен, указанная в Актах о приемке выполненных работ по форме № КС-2, данным сметной документации на строительство объекта?
- Обоснованно ли осуществлен переход в текущие цены периодов выполнения работ в Актах о приемке выполненных работ по форме № КС-2?
- Соответствует ли порядок образования договорной цены по периодам выполнения работ, отраженным в Актах о приемке выполненных работ по форме № КС-2, сметной документации и условиям договора подряда (контракта)?
- Соответствует ли качество выполненных по договору подряда (контракту) строительно-монтажных работ, указанных в Актах о приемке выполненных работ по форме № КС-2, условиям договора (контракта), проекту и требованиям нормативной и технической документации в строительстве?
- В том случае, если несоответствие видов работ указанным требованиям имеется, определить, является ли это следствием несоблюдения технологии выполнения работ в процессе строительства, либо имеющиеся недостатки вызваны другими причинами?
- Определить объемы и стоимость работ, выполненных с ненадлежащим качеством.
- Какова стоимость материальных ресурсов по видам работ, выполненных с ненадлежащим качеством?
- Имеется ли техническая возможность устранения недостатков, вызванных некачественным выполнением работ?
- Какова стоимость работ, необходимых для устранения недостатков, вызванных некачественным выполнением работ?
- Соответствует ли выполненная подрядной организацией исполнительная документация на строительство объекта требованиям нормативной и технической документации в строительстве?
- Соответствует ли выполненная подрядной организацией первичная учетная документация на строительство объекта требованиям нормативной и технической документации в строительстве?
- Соответствует ли порядок проведения строительного контроля подрядной организацией (застройщиком) при осуществлении строительства объекта требованиям, предъявляемым нормативной и технической документацией в строительстве?
Споры, вытекающие из земельных правоотношений:
- Каковы технически возможные варианты раздела земельного участка между совладельцами в соответствии с принадлежащими им долями с учетом (без учета) сложившегося порядка пользования данным земельным участком?
- Возможно ли определить порядок пользования земельным участком между совладельцами соразмерно принадлежащим им долям, с учетом имеющихся строений, сооружений, инженерных коммуникаций, а также сложившегося порядка пользования данным земельным участком?
- Определить фактическое местоположение межевых границ земельных участков по геодезическим координатам поворотных точек границ, закрепленных на местности в том числе строениями и сооружениями.
- Соответствуют ли границы и площадь каждого из находящихся в фактическом пользовании земельных участков их границам и площади по данным межевых планов (кадастровых паспортов). Если не соответствуют, указать, за счет чего произошло изменение.
- Соответствуют ли границы и площадь каждого из находящихся в фактическом пользовании земельных участков имеющимся правоустанавливающим и землеотводным документам? Если не соответствуют, указать, за счет чего произошло изменение.
- Соответствует ли расположение межевой границы между земельными участками землеотводным и правоустанавливающим документам?
- Имеется ли техническая возможность восстановления границы земельного участка (участков) в соответствии с землеотводными и правоустанавливающими документами?
- Определить, имеется ли наложение границы земельного участка на смежный земельный участок, если да, то какова площадь данного наложения?
- При определении выявленных несоответствий границ определить, как подлежат восстановлению границы земельных участков?
- Соответствует ли требованиям нормативных актов в области землеустройства, техническим условиям и требованиям проведения землеустройства межевой план (землеустроительное дело) на земельный участок?
- Имеется ли техническая возможность установления сервитута на часть земельного участка для обеспечения проезда (прохода, совместного пользования инженерными коммуникациями, обеспечения охранных зон инженерных сетей и пр.)?
- Какова рыночная стоимость земельного участка? Соответствует ли она величине кадастровой стоимости земельного участка?
Производство строительно-технической и землеустроительной экспертиз в Лаборатории в полной мере обеспечено необходимым поверенным и сертифицированным оборудованием, современной компьютерной техникой и лицензионным программным обеспечением. Судебные экспертизы и экспертные исследования выполняются специалистами высшей квалификации, обладающими специальными познаниями в соответствующих областях науки и техники. Имеющийся у Лаборатории научный, технический и кадровый потенциал позволяет обеспечить выполнение исследований с соблюдением принципов объективности, всесторонности и полноты, в короткие сроки.
Автотехническая экспертиза по исследованию дорожно-транспортного происшествия проводится в целях установления их обстоятельств и причин возникновения и включает решение ситуационных и реконструкционных задач расчетными и графическими методами. В рамках этого направления автотехнической экспертизы решаются вопросы по установлению параметров движения, таких как скорость движения транспортного средства, удаление между участниками происшествия в различные моменты времени, остановочный путь и оценка действий участников ДТП на соответствие Правилам дорожного движения РФ.
Другим направлением автотехнической экспертизы является транспортно-трасологическая экспертиза, которая решает задачи, связанные с анализом следов, возникших в процессе ДТП как на проезжей части, так и на транспортных средствах. Наиболее распространенными ее задачами являются решение вопросов о расположении транспортных средств в момент столкновения (наезда), траекториях подхода к месту столкновения (наезда) и отхода от него, характере образования повреждений, о принадлежности следов, о факте нахождения в движении либо неподвижном состоянии транспортных средств, расположении транспортных средств в момент удара на проезжей части и др. Следует отметить, что на сегодняшний день решение вопросов транспортно-трасологической экспертизы неразрывно связаны с исследованием обстоятельств дорожно-транспортного происшествия, что требуют их взаимной постановки и фактически всё объединяется в автотехническую экспертизу (АТЭ).
В настоящее время анализ практики принятия решений сотрудниками ГИБДД в рамках КоАП свидетельствует о наличии значительного числа вынесенных решений в отношении водителей, чьи действия не являлись причиной происшествия. Связано это в большинстве случаев с поверхностной оценкой сложившейся дорожной ситуации, а также невозможностью учета и реконструкции параметров, предшествовавших ее возникновению в процессе оформления дорожно-транспортного происшествия. Ведь только всесторонний анализ и последующий расчет по научно обоснованным и апробированным экспертным методикам способны выявить истинного виновника дорожно-транспортного происшествия. На современном этапе государственные эксперты систем МВД и Минюста являются обладателями типовых сертифицированных методик, некоторые из которых уже введены в действие. Однако не редки случаи, когда эксперты (специалисты) используют устаревшие, а порой и неоднозначные методики 60-80 годов прошлого века, результаты исследования по которым приводят порой к сомнительным результатам, которые не соответствуют современным требованиям к подобного рода исследованиям.
Согласно действующей редакции уголовно-процессуального кодекса РФ проведение автотехнического исследования допускается в форме заключения специалиста и заключения эксперта.
Заключение специалиста - обычно проводится на стадии первичного разбирательства по запросу ГИБДД и дознания. Специалисты могут проводить исследования и по запросам предприятий, адвокатов, участников ДТП по представленным материалам в виде ксерокопий. Это практикуется, когда одной из сторон отказывают в проведении официального исследования (экспертизы). Полученное заключение специалиста представляют следствию или суду и добиваются (иногда через прокуратуру) включить его в материалы дела по ДТП. Заключение специалистов рассматривается среди прочих доказательств. Если выводы такого заключения противоречат ранее выполненным исследованиям или экспертизам, то обычно назначают повторную судебную экспертизу.
На автотехническую экспертизу предоставляются подлинники (заверенные судом копии) всех первичных документов с места ДТП и документы расследования (заверенные судом копии). Уголовные и гражданские дела для судебной экспертизы предоставляются в полном объеме с указанием всех дополнительных материалов (видеозаписей, деталей, узлов).
Особое значение имеют документы, составленные непосредственно на месте ДТП и по результатам расследования его обстоятельств. Качество этих документов в значительной мере определяет достоверность исследований и обоснованность выводов экспертизы.
Объектами, необходимыми для проведения автотехнического исследования являются следующие материалы дела:
- план-схема дорожно-транспортного происшествия;
- протокол осмотра места происшествия;
- протокол осмотра транспортных средств;
- справка о ДТП с описанием повреждений;
- объяснения (показания) участников дорожно-транспортного происшествия;
- электронные носители информации с записью видеорегистраторов;
- фотографии, имеющие отношение к происшествию;
- иные материалы, имеющие отношение к рассматриваемому материалу: протоколы следственного эксперимента и т.п.
Выполненные в лаборатории исследования проводятся по современным апробированным методикам и отличаются высоким качеством, наглядностью и достоверностью.
Примерные вопросы, которые могут быть решены экспертизой обстоятельств дорожно-транспортного происшествия в случаях столкновений ТС:
- Какую скорость имели ТС после столкновения, и по каким траекториям на масштабной схеме переместились от места столкновения в конечное положение?
- Какую скорость имели ТС на подходе к месту столкновения с учётом следов скольжения шин или траектории выполнения поворота?
- Как согласуются полученные расчётные значения скорости ТС на подходе со значениями, указанными участниками ДТП и свидетелями?
- На каком удалении от места столкновения и в каком положении находились ТС в момент появления объективной опасности (смена сигналов светофора, пересечение границ проезжей части или линий разметки, начало выполнения маневра поворота, и др.)?
- Имели ли участники техническую возможность предотвратить ДТП своевременными действиями с момента опасности?
- Каким образом развивалась дорожная ситуация с возникновением опасной и аварийной обстановки и какое значение имел скоростной режим движения ТС?
- Как следовало действовать участникам в данной дорожной ситуации и какие несоответствия в их действиях требованиям ПДД находятся в причинной связи с фактом ДТП и его последствиями?
- Соответствуют ли дорожные условия и организация движения на месте ДТП нормативным требованиям и какое влияние несоответствия оказали на ДТП ? Имеется ли с технической стороны причинная связь выявленных несоответствий с фактом ДТП и его последствиями?
- Какие неисправности ТС могли оказать влияние на создание опасной и аварийной обстановки в данной ситуации, имели ли они место, и можно ли было их выявить при осмотре на месте ДТП?
- Имеется ли причинная связь выявленных неисправностей ТС с фактом ДТП и последствиями?
- Какие причины данного ДТП с технической стороны (техническое состояние ТС, дорожные условия, действия водителей, влияние окружающей среды) усматриваются экспертом, какая из этих причин может быть выделена как главная?
Примерные вопросы, которые могут быть решены экспертизой обстоятельств дорожно-транспортного происшествия в случае наезда на пешехода:
- Как располагался пешеход в момент наезда относительно ТС и координат проезжей части?
- Каково было направление и темп движения пешехода в момент наезда?
- Какова была скорость движения автомобиля перед (после) наездом, либо в момент наезда на пешехода?
- Каков мог быть остановочный путь ТС в данных условиях?
- Какое время мог затратить пешеход на движение с момента опасности до момента наезда?
- На каком удалении находилось ТС от места наезда в момент объективной опасности для движения?
- Имел ли водитель техническую возможность путем своевременного применения экстренного торможения предотвратить наезд?
- Какими положениями ПДД должны были руководствоваться пешеход и водитель в данной ситуации и какие несоответствия ПДД в их действиях с технической стороны имеют причинную связь с фактом ДТП и его последствиями?
Примерные вопросы, которые могут быть решены транспортно-трасологической экспертизой в общих случаях:
- С учётом всех имеющихся материалов определить расположение ТС в момент столкновения (первого контакта) относительно друг друга и границ проезжей части с построением масштабной схемы.
- Как располагался пешеход в момент наезда относительно ТС и координат проезжей части?
- Установить факт движения либо неподвижного состояния автомобиля в момент столкновения?
- Установить взаимное расположение (угол столкновения) ТС в момент столкновения и характер их столкновения?
- Установить расположение ТС в момент столкновения относительно границ проезжей части?
- Исходя из следов на ТС, установить скорость какого транспортного средства была выше (при столкновении ТС двигавшихся в одном направлении)?
- Каков был характер движения ТС в процессе ДТП?
- Каков был механизм перемещения ТС в процессе ДТП?
Стоимость экспертизы определяется в зависимости от характера и сложности решаемых экспертом вопросов.
Исследование лакокрасочных материалов (ЛКМ) и покрытий (ЛКП)
В ходе данной экспертизы устанавливаются: морфологические признаки, цвет, молекулярный (химический) состав краски, что позволяет отнести исследуемый объект к ЛКМ (краске) или ЛКП (лакокрасочному покрытию) и в дальнейшем определить назначение краски или лакокрасочного покрытия - бытового назначения или декоративное покрытие транспортного средства (велосипеда, автомобиля, автоприцепа и т.д.). Объектами исследования могут являться как краска в жидком виде, так и в отвержденном (высушенном) на различных предметах (объектах). При производстве данного вида экспертизы устанавливается количество слоев автомобильного лакокрасочного покрытия (ЛКП), наличие ремонтного автомобильного ЛКП, факта перекрашивания транспортного средства и установления первоначального цвета автомобиля.
Объектами данной экспертизы могут быть: лаки и краски в жидком виде в различной таре (банках, бутылках, бочках и т.д.), высохшая краска на различных объектах-носителях (пятна, потеки, мазки), лакокрасочные покрытия с любых окрашенных предметов (окон, дверей, посуды, мебели и т.д.), лакокрасочные покрытия разнообразных транспортных средств от велосипедов до различных автомобилей (легковых, сельскохозяйственной техники, грузовых, автоприцепов и т.д.), следы притертости краски на предметах верхней одежды потерпевшего при дорожно-транспортном происшествии с участием пешехода, следы притертости краски, налипшие частицы ЛКП на транспортных средствах участниках ДТП, частиц ЛКП в осыпи на дорожном покрытии при столкновении автомобилей или столкновения автомобиля с различными преградами (световые опоры (столбы), заборы, различные ограждения и другие преграды).
Типовые вопросы, решаемые экспертизой:
- Является ли представленный на экспертизу объект (материал) краской? Если да, то каков ее цвет, химический состав и области ее применения?
- Однородна ли краска, представленная на экспертизу с образцом краски, изъятой (указывается место изъятия) по цвету и химическому составу?
- Являются ли наслоения на одежде краской или следами притертости лакокрасочного покрытия? Если является краской, то каково ее целевое назначение?
- Являются ли частицы, представленные на экспертизу, частицами автомобильного ЛКП, то является ли оно стандартным заводским?
- Имеется ли на поверхности транспортного средства (или другого объекта) наслоение краски или частицы ЛКП? Если имеются, то какого цвета декоративное ЛКП транспортного средства, участника ДТП?
- Имеются ли признаки изменения цвета декоративного покрытия автомобиля, если да, то каков его первоначальный цвет?
Исследование полимерных материалов и резин
В рамках данной экспертизы устанавливается природа полимера (пластмассы) из которого изготовлено то или иное изделие или полимерный материал в гранулах, соответствует ли его химический состав, составу, указанному в документах производителя, установить природу наслоений на различных объектах после совершения ДТП (н-р, на автомобилях, на одежде, на заборах, столбах и т.д.). Установление происхождения пятен полимера (или частиц изделий из полимеров), находящихся на различных предметах-носителях, в каком виде они попали на объект-носитель (в расплавленном виде после термического воздействия). Так же возможно сравнить материалы изделий из резины или пластмассы, которые могли быть использованы для поджога при осмотре места пожара и в других ситуациях.
Спектр предметов изготовленных из полимеров очень разнообразен. Это товары хозяйственно-бытового назначения (полимерные пленки, хозяйственные веревки, шнуры, клеи, различные клеящие ленты (скотч, изоляционные ленты, мешки), пластилин. В настоящее время широкое распространение получили полимеры в обувной промышленности (материалы из которых изготавливается обувь), изготовление искусственных кож из которых шьют различные изделия - сумки, ремни, куртки, чехлы различного назначения, швейная фурнитура (пуговицы, пряжки и т.д.). В машиностроении используют полимерные материалы для изготовления различных деталей автомобиля (крылья кузова автомобиля, арки автомобильных колес, бампера, корпус зеркал, автомобильные фары и т.д.).
В ходе назначения данной экспертизы так же исследуются резиновые изделия – это различные уплотнительные детали (манжеты, сальники), автомобильные шины, печати и штампы, резиновая обувь, лодки, изделия из губчатых резин (мочалки, различные подушки, оконные уплотнители и др.)
Примерные вопросы:
- Каков вид полимерного материала (резины), из которого выполнено изделие?
- Имеются ли на транспортном средстве следы притертости полимерного материала, если да, то какого именно?
- Из какого полимерного материала (резины) выполнены представленные на экспертизу предметы? Однороден ли по химическому составу полимер (резина), из которого они выполнены?
Исследование волокон и волокнистых материалов
Многообразие предметов, выполненных из текстильных волокон велико. Это в первую очередь одежда, выполненная из различных видов материалов (ткани или трикотажа), автомобильные чехлы, обивка мягкой мебели, постельное белье, искусственный мех, из которого изготавливают шапки, воротники, варежки и другие изделия или детали одежды, крученые изделия (нитки различного назначения, шнуры, веревки, канаты, пряжа для вязания и т.д.). Кроме того, объектами экспертизы волокон и волокнистых материалов могут быть фрагменты швейных или трикотажных изделий для установления общего источника происхождения. В ходе вышеуказанной экспертизы, возможно, установить волокнистый состав одежды и его соответствие составу, заявленному на этикетке. От этого может зависеть качество изделия и соответственно его стоимость.
- Соответствует ли состав по волокну одежды, представленной на экспертизу, составу, указанному на этикетке (упаковке)?
- Однородны ли по волокнистому составу пряжа и шарф, представленные на экспертизу?
- Однородны ли между собой фрагменты изделия по своим физико-химическим, технологическим свойствам (цвету, рисунку, характеру переплетения и т.д.) и волокнистому составу?
Исследование материалов письма и документов
В настоящее время увеличивается число обращений с целью определения на одинаковых ли по своим физико-химическим свойствам листах бумаги выполнены документы, каким красящим материалом выполнен текст (запись) и однороден ли он (красящий материал) по качественному химическому составу с содержимым пишущего прибора (пасты для авторучек, чернил, в том числе гелевых, чернил маркеров и фломастеров, чернил, находящихся в картриджах капельно-струйных принтеров), с содержимым штемпельной подушки (флакона со штемпельной краской) и т.д. В рамках данной экспертизы возможно установить природу клеящего материала и сравнить его по химическому составу с фрагментами клея на любых предметах носителях.
Объектами данной экспертизы являются: бумага для оргтехники, бумажные полотенца, салфетки, писчая бумага, картон и изделия из него и т.д., красящие материалы, которыми выполнены тексты (чернила и тонеры принтеров или другой оргтехники, пасты шариковых ручек, гелевые чернила, чернила перьевых ручек, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, штемпельная краска), клеящие материалы (клеи различного предназначения: канцелярские, специального применения, обувные, смолы и т.д.).
Примерные вопросы, решаемые экспертизой:
- Каким красящим материалом произведена надпись (текст, запись), если да, то не однородна ли она по химическому составу с красящим материалом пишущего прибора, представленного на экспертизу?
- Одинаков ли по химическому составу клей, присутствующий на представленных объектах (можно указать конкретный объект(-ы))?
- Однородна ли бумага по своим физико-химическим и технологическим свойствам?
Восстановление удаленных маркировочных обозначений на изделиях из металла, полимерных материалах, дереве и т.д.
Маркировочные обозначения могут присутствовать на различных изделиях из полимерных материалов, на деталях транспортных средств, на музыкальных инструментах, на огнестрельном и холодном оружии.
Примерные вопросы:
- Имеется ли на поверхности кузова автомобиля (двигателя) маркировка, если да, то, каково ее содержание?
- Имеется ли возможность восстановить первоначальное содержание маркировочного обозначения? Если да, то, каково содержание первоначальной маркировки?
Рецензирование экспертиз по всем вышеуказанным направлениям