Новости лаборатории

Закуплено новое оборудование (июль 2014)…

Закуплено новое оборудование (июль 2014)…

2014-07-07 12:19:48

В целях совершенствования учебного проце…

Экспертиза ДТП (ноябрь 2013)…

Экспертиза ДТП (ноябрь 2013)…

2013-12-02 11:07:29

В ноябре 2013г. в научно исследовательск…

Online консультации

Консультации по проводимым судебным экспертизам

Трасологическая экспертиза

Трасологическая экспертиза – была и остается одной из самых важных и значимых экспертиз, так как связана с изучением следов самого разнообразного происхождения.

Значение следов при решении экспертных вопросов трудно переоценить, поскольку они позволяют установить любой факт, имеющий отношение к характеру и механизму взаимодействия (механическое, химическое, термическое и т.п.) 2-х и боле объектов. А так как мы живем в материальном мире, где все подчинено общим законам диалектики, то след это не просто взаимодействие, это материальное отображение свойств веществ и явлений, которые позволяют решать широкий круг идентификационных, диагностических, ситуалогических и реконструктивных задач.

Идeнтификaциoнныe зaдaчи направлены на ycтaнoвлeние тoждecтвa, либо гpyппoвoи пpинaдлeжнocти людeи, живoтныx, opyдий, мexaнизмoв, ocтaвившиx cлeды, a тaкжe нa ycтaнoвлeния тoждecтвa разделенного, либо ранее составляющее комплектное целое объектов (механизмов). Например:

  • нанесено ли повреждение, локализованное на объекте, предметом, представленным на исследование?
  • составляли ли ранее единое целое объект «А» и объект «Б»?

Диaгнocтичecкие зaдaчи нaпpaвлeны нa oбнapyжeниe и фикcaцию cлeдoв, oпpeдeлeниe иx пpигoднocти для идeнтификaции, ycтaнoвлeниe вpeмeни и мexaнизмa вoздeйcтвия, кoтopoe пpивeлo к прoявлeнию cлeдoв (взaимнoe paзмeщeниe и мecтo cтoлкнoвeния тpaнcпopтныx cpeдcтв, нaпpaвлeниe удара, cпocoб вcкpытия замка или плoмбы и т.д.), ycтaнoвлeниe пocлeдoвaтeльнocти вoзникнoвeния cлeдoв, cвoйcтв и сocтoяния иccлeдyeмыx oбъeктoв (иcпpaвнocть механизма) и т.д. Например:

  • чем и при каких условиях был образован след?
  • какова давность образования следов?
  • каков механизм образования повреждений и следов?
  • какова последовательность (очередность) образования следов?
  • каково направление движения объектов по следам?
  • каково взаимное расположение объектов в момент следообразования?
  • пригодны ли следы для идентификации?

Ситyaлoгичecкие задачи направлены на ycтaнoвлeние фaктa кoнтaктнoгo взaимoдeйcтвия. Peшaя ee, экcпepт ycтaнaвливaeт, чтo cлeд ocтaвлeн oпpeдeлeнным oбъeктoм, в определенный момент времени при конкретных обстоятельствах. Например, каков характер контактного взаимодействия между обьектами?

Реконструктивные задачи направлены на ycтaнoвлeние исходного состояния объектов и событий. Например, к какому виду изделия принадлежат осколки стекла и керамики, обнаруженные на месте происшествия?

По характеру большой массы следов материального мира, трасологическую экспертизу принято делить на следующие 4 подвида:

  • Экспертиза следов транспортных средств (наземные, водные, железнодорожные транспортные средства);
  • Механоскопические экспертизы (повреждения на одежде, узлы и петли, пломбы и пломбировочные устройства, орудия взлома, замки и т.д.)
  • Гoмeocкoпичecкиe ( следы ног (босые, одетые в чулочно-носочные изделия, обувь), следы зубов человека, следы губ человека и кожного покрова);
  • Экспертиза следов животных: следы от зубов, следы ног (лап, подков), тавро (клейма).

Особое место в данной категории, как показывает практика, занимают исследования:

1) Транспортных средств по делам о дорожно-транспортных происшествиях

Примерный перечень вопросов, на которые может дать ответ транспортно - трасологическая экспертиза:

  • в каком направлении двигалось транспортное средство?
  • являются ли следы на объекте результатом воздействия транспортного средства?
  • транспортом какого типа (легковым, грузовым, гусеничным и т.д.) оставлены следы?
  • каким типом и маркой транспортного средства оставлены следы (ширина колеи, количество осей, число колес на осях) на проезжей части?
  • какова марка модель шин, оставившей следы на проезжей части?
  • каков механизм образования имеющихся следов (удар, сколжение, волочение и др.) на транспортном средстве?
  • в каком направлении к следообразующей поверхности двигалось транспортное средство (их взаимное расположение, угол столкновения)?
  • каково положение транспортных средств в момент их столкновения, исходя из имеющихся повреждений?
  • какой деталью (частью) транспортного средства нанесены повреждения (следы)?
  • каково относительное расположение транспортных средств и препятствий в момент удара (или в другие заданные моменты времени).
  • каково количество транспортных средств, оставивших следы?
  • не принадлежат ли найденные фрагменты, детали данному транспортному средству?

2) Замков, запирающих устройств, запорно-пломбировочных установок (ЗПУ) и пломб.

Примерный перечень вопросов на которые может ответить экспертиза:

  • исправен ли замок (запирающее устройство)? если нет, то какова степень влияния выявленных неисправностей на охранные свойства замка?
  • содержат ли детали замкового механизма следы, оставленные посторонним предметом? если да, то каков механизм их образования (использование дубликата ключа, отмычки, постороннего предмета);
  • имело ли место воздействие на замок данным ключом, отмычкой, предметом? если да, то в каком положении замка (заперто, отперто) производилось данное воздействие?
  • в каком положении находился замок (заперт, открыт) при нанесении повреждений?
  • каков способ повреждения и вскрытия замка?
  • каким предметом могло быть произведено механическое воздействие на замок?
  • совпадают ли способы взломов нескольких замков?
  • имело ли место вскрытие пломбы (ЗПУ)? Если да то каким способом?
  • имело ли место сокрытие факта распломбировки путем повторного навешивания пломбы?
  • имел ли место обжим пломбы представленными пломбировочными тисками?
  • были ли использованы представленные инструменты для вскрытия пломбы (ЗПУ)?

3) Следов орудий и инструментов взлома:

Примерный перечень вопросов на которые может ответить экспертиза:

  • каков механизма образования следов и повреждений на представленном объекте?
  • содержит ли поверхность объекта следы, подтверждающие воздействие на него посторонним предметом?
  • представленным или иным предметом оставлены следы (повреждения) на объекте?
  • каким предметом (видовая принадлежность) оставлены следы на объекте?

3) Следов обуви:

Примерный перечень вопросов на которые может ответить экспертиза:

  • каким видом обуви оставлены данные следы?
  • какова модель и размер обуви?
  • каков механизма возникновения следов (в результате ходьбы, бега, ударах ногой и т. д.)?
  • каковы анатомические особенности субъекта, оставившего следы ног (обуви)?
  • не оставлены ли следы конкретной обувью?

4. Следов зубов:

Примерный перечень вопросов на которые может ответить экспертиза:

  • являются ли оставленные следы отпечатками зубов человека, животного или имеют иное происхождение?
  • каковы анатомические и другие характеристики зубного аппарата человека, оставившего следы надкуса?
  • каков механизма образования следов?
  • принадлежат ли оставленные следы зубов конкретному субъекту?

Предлагаемый перечень вопросов нельзя считать исчерпывающим, так как нередко экспертиза проводится комплексно с использованием дополнительных знаний автотехники, медицины и иных специальных наук.

Наши специалисты обладают необходимыми знаниями и умениями не только в области трасологии, но и других областях знаний, необходимых для качественного решения вопросов.

Наличие высокоразрешающих бинокулярных и сравнительных микроскопов в лаборатории позволяют проводить исследования не только традиционным способом, но и на микротрасологическом уровне, изучая микроследы и микрочастицы на объектах.

Трасологическая экспертиза

Яндекс.Метрика