Новости лаборатории

Закуплено новое оборудование (июль 2014)…

Закуплено новое оборудование (июль 2014)…

2014-07-07 12:19:48

В целях совершенствования учебного проце…

Экспертиза ДТП (ноябрь 2013)…

Экспертиза ДТП (ноябрь 2013)…

2013-12-02 11:07:29

В ноябре 2013г. в научно исследовательск…

Online консультации

Консультации по проводимым судебным экспертизам

Автотехническая экспертиза

Автотехническая экспертиза по исследованию дорожно-транспортного происшествия проводится в целях установления их обстоятельств и причин возникновения и включает решение ситуационных и реконструкционных задач расчетными и графическими методами. В рамках этого направления автотехнической экспертизы решаются вопросы по установлению параметров движения, таких как скорость движения транспортного средства, удаление между участниками происшествия в различные моменты времени, остановочный путь и оценка действий участников ДТП на соответствие Правилам дорожного движения РФ.

Другим направлением автотехнической экспертизы является транспортно-трасологическая экспертиза, которая решает задачи, связанные с анализом следов, возникших в процессе ДТП как на проезжей части, так и на транспортных средствах. Наиболее распространенными ее задачами являются решение вопросов о расположении транспортных средств в момент столкновения (наезда), траекториях подхода к месту столкновения (наезда) и отхода от него, характере образования повреждений, о принадлежности следов, о факте нахождения в движении либо неподвижном состоянии транспортных средств, расположении транспортных средств в момент удара на проезжей части и др. Следует отметить, что на сегодняшний день решение вопросов транспортно-трасологической экспертизы неразрывно связаны с исследованием обстоятельств дорожно-транспортного происшествия, что требуют их взаимной постановки и фактически всё объединяется в автотехническую экспертизу (АТЭ).

В настоящее время анализ практики принятия решений сотрудниками ГИБДД в рамках КоАП свидетельствует о наличии значительного числа вынесенных решений в отношении водителей, чьи действия не являлись причиной происшествия. Связано это в большинстве случаев с поверхностной оценкой сложившейся дорожной ситуации, а также невозможностью учета и реконструкции параметров, предшествовавших ее возникновению в процессе оформления дорожно-транспортного происшествия. Ведь только всесторонний анализ и последующий расчет по научно обоснованным и апробированным экспертным методикам способны выявить истинного виновника дорожно-транспортного происшествия. На современном этапе государственные эксперты систем МВД и Минюста являются обладателями типовых сертифицированных методик, некоторые из которых уже введены в действие. Однако не редки случаи, когда эксперты (специалисты) используют устаревшие, а порой и неоднозначные методики 60-80 годов прошлого века, результаты исследования по которым приводят порой к сомнительным результатам, которые не соответствуют современным требованиям к подобного рода исследованиям.

Согласно действующей редакции уголовно-процессуального кодекса РФ проведение автотехнического исследования допускается в форме заключения специалиста и заключения эксперта.

Заключение специалиста - обычно проводится на стадии первичного разбирательства по запросу ГИБДД и дознания. Специалисты могут проводить исследования и по запросам предприятий, адвокатов, участников ДТП по представленным материалам в виде ксерокопий. Это практикуется, когда одной из сторон отказывают в проведении официального исследования (экспертизы). Полученное заключение специалиста представляют следствию или суду и добиваются (иногда через прокуратуру) включить его в материалы дела по ДТП. Заключение специалистов рассматривается среди прочих доказательств. Если выводы такого заключения противоречат ранее выполненным исследованиям или экспертизам, то обычно назначают повторную судебную экспертизу.

На автотехническую экспертизу предоставляются подлинники (заверенные судом копии) всех первичных документов с места ДТП и документы расследования (заверенные судом копии). Уголовные и гражданские дела для судебной экспертизы предоставляются в полном объеме с указанием всех дополнительных материалов (видеозаписей, деталей, узлов).

Особое значение имеют документы, составленные непосредственно на месте ДТП и по результатам расследования его обстоятельств. Качество этих документов в значительной мере определяет достоверность исследований и обоснованность выводов экспертизы.

Объектами, необходимыми для проведения автотехнического исследования являются следующие материалы дела:

  • план-схема дорожно-транспортного происшествия;
  • протокол осмотра места происшествия;
  • протокол осмотра транспортных средств;
  • справка о ДТП с описанием повреждений;
  • объяснения (показания) участников дорожно-транспортного происшествия;
  • электронные носители информации с записью видеорегистраторов;
  • фотографии, имеющие отношение к происшествию;
  • иные материалы, имеющие отношение к рассматриваемому материалу: протоколы следственного эксперимента и т.п.

Выполненные в лаборатории исследования проводятся по современным апробированным методикам и отличаются высоким качеством, наглядностью и достоверностью.

Примерные вопросы, которые могут быть решены экспертизой обстоятельств дорожно-транспортного происшествия в случаях столкновений ТС:

  1. Какую скорость имели ТС после столкновения, и по каким траекториям на масштабной схеме переместились от места столкновения в конечное положение?
  2. Какую скорость имели ТС на подходе к месту столкновения с учётом следов скольжения шин или траектории выполнения поворота?
  3. Как согласуются полученные расчётные значения скорости ТС на подходе со значениями, указанными участниками ДТП и свидетелями?
  4. На каком удалении от места столкновения и в каком положении находились ТС в момент появления объективной опасности (смена сигналов светофора, пересечение границ проезжей части или линий разметки, начало выполнения маневра поворота, и др.)?
  5. Имели ли участники техническую возможность предотвратить ДТП своевременными действиями с момента опасности?
  6. Каким образом развивалась дорожная ситуация с возникновением опасной и аварийной обстановки и какое значение имел скоростной режим движения ТС?
  7. Как следовало действовать участникам в данной дорожной ситуации и какие несоответствия в их действиях требованиям ПДД находятся в причинной связи с фактом ДТП и его последствиями?
  8. Соответствуют ли дорожные условия и организация движения на месте ДТП нормативным требованиям и какое влияние несоответствия оказали на ДТП ? Имеется ли с технической стороны причинная связь выявленных несоответствий с фактом ДТП и его последствиями?
  9. Какие неисправности ТС могли оказать влияние на создание опасной и аварийной обстановки в данной ситуации, имели ли они место, и можно ли было их выявить при осмотре на месте ДТП?
  10. Имеется ли причинная связь выявленных неисправностей ТС с фактом ДТП и последствиями?
  11. Какие причины данного ДТП с технической стороны (техническое состояние ТС, дорожные условия, действия водителей, влияние окружающей среды) усматриваются экспертом, какая из этих причин может быть выделена как главная?

Примерные вопросы, которые могут быть решены экспертизой обстоятельств дорожно-транспортного происшествия в случае наезда на пешехода:

  1. Как располагался пешеход в момент наезда относительно ТС и координат проезжей части?
  2. Каково было направление и темп движения пешехода в момент наезда?
  3. Какова была скорость движения автомобиля перед (после) наездом, либо в момент наезда на пешехода?
  4. Каков мог быть остановочный путь ТС в данных условиях?
  5. Какое время мог затратить пешеход на движение с момента опасности до момента наезда?
  6. На каком удалении находилось ТС от места наезда в момент объективной опасности для движения?
  7. Имел ли водитель техническую возможность путем своевременного применения экстренного торможения предотвратить наезд?
  8. Какими положениями ПДД должны были руководствоваться пешеход и водитель в данной ситуации и какие несоответствия ПДД в их действиях с технической стороны имеют причинную связь с фактом ДТП и его последствиями?

Примерные вопросы, которые могут быть решены транспортно-трасологической экспертизой в общих случаях:

  1. С учётом всех имеющихся материалов определить расположение ТС в момент столкновения (первого контакта) относительно друг друга и границ проезжей части с построением масштабной схемы.
  2. Как располагался пешеход в момент наезда относительно ТС и координат проезжей части?
  3. Установить факт движения либо неподвижного состояния автомобиля в момент столкновения?
  4. Установить взаимное расположение (угол столкновения) ТС в момент столкновения и характер их столкновения?
  5. Установить расположение ТС в момент столкновения относительно границ проезжей части?
  6. Исходя из следов на ТС, установить скорость какого транспортного средства была выше (при столкновении ТС двигавшихся в одном направлении)?
  7. Каков был характер движения ТС в процессе ДТП?
  8. Каков был механизм перемещения ТС в процессе ДТП?

Стоимость экспертизы определяется в зависимости от характера и сложности решаемых экспертом вопросов.

Автотехническая экспертиза

Яндекс.Метрика